Omskvorota.ru

Строим дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размер кирпича конца 19 века

Размер кирпича конца 19 века

Кирпичные кладки зданий часто сочетались с кладками и облицовками из естественных камней в виде блоков, плит, валунов. В XVIII—XIX веках в России широко применялся в декоративных целях белый камень (известняк). Объясняется это наличием его на территории России, легкостью обработки. Лицевые и боковые грани гладко обтесывались на всю толщину облицовки, а хвостовые части камня оставались в грубом околе для лучшего схватывания с раствором. Камни при кладке притесывались друг к другу без малейших щелей, в которые могло бы войти лезвие ножа.
В рядах облицовки камни чередовались ложками и тычками. Тычковые камни заглублялись в массив кладки; высота их должна быть не кратна определенному числу рядов кирпичной кладки (обычно 3—4 вершка, т.е. 133—178 мм). Это обеспечивало утолщение швов под и над ними, предохраняло облицовку от разрушения во время осадки стен.

В старорусской кладке широко применялись узорчатые перевязки на лицевой поверхности. В каждом узоре применялось не менее двух цветов или оттенков кирпича. При этом кирпичи укладываются не только горизонтально, а и наклонно и вертикально, давая возможность получать узорно-рельефную кладку. В кладках XVIII—XIX вв. широко применялись русты, которым наряду с различного типа поясками, карнизами, пилястрами, сандриками и другими архитектурными деталями придавали декоративную выразительность поверхностям стен. Русты обыкновенно делали выпуском кладки на полкирпича; высота рустов применялась от 2—3-х рядов до 7 рядов. Между рустами (по высоте) прокладывался один или два ряда кирпича. Широко применялась кладка каменных арок, сводов, куполов. Сводчатые каменные перекрытия использовались не только при возведении церквей, соборов, но и жилых домов, зданий производственного назначения.

Перемычки, или, как их называли строители XVIII века, «прямые своды», применялись в каменном строительстве с незапамятных времен. До развития производства керамического кирпича их возводили из природных камней, сначала в виде цельных плит или камней над проемами, затем в виде арок различного очертания или клинчатых перемычек. По мере развития производства кирпича стали широко применяться не только клинчатые и арочные, стрельчатые или лучковые перемычки, а и кирпичные своды (сводчатые перекрытия и покрытия), в том числе кирпичные «прямые своды».

Одна из старых традиций в кладке перемычек клинчатого типа — «ярославская перемычка» — чрезвычайно простая и вместе с тем прочная. Она выкладывалась из нетесанного кирпича, симметрично в отношении вертикальной оси проема, кирпичи укладывались под углом к горизонтали примерно в 80°. Швы имели точки схода на срединной вертикали и были параллельны между собой с каждой стороны проема. Вместо замкового камня устраивалась «елка» из тесаных кирпичей.

Инженерная мысль на протяжении всех веков осознанного технического творчества ищет пути совершенствования каменных конструкций. Это наиболее наглядно в части снижения расхода материалов. Стены современных зданий в 2—3 раза тоньше каменных стен XIII века. Размеры каменных зданий несоизмеримо большие против прежних. Стремясь заменить сгораемую деревянную конструкцию дома, Герард предложил и применил в строительстве в 1829—1832 годах облегченную кирпичную конструкцию стен, состоящую из двух стенок в полкирпича каждая; пространство между ними заполнялось сначала сеном, соломой, опилками, землей, мхом, а затем золой, шлаком. Между собой стенки скреплялись особыми железными скобами. Это была одна из самых старых кладок облегченной конструкции. В последующем возникло много различных вариантов кладки системы Герарда, в том числе взаимного скрепления стенок кирпичом, а также других вариантов кладки облегченной конструкции.

Как уже отмечалось, в XVIII—XIX вв. для кладки применялись известковые растворы. Некоторые сорта извести не имели гидравлических свойств, поэтому в растворы, чтобы сделать их погодоустойчивыми, добавляли цемянки — толченый кирпич, черепицу и т. д. Чтобы ускорить процесс твердения, в них нередко добавляли нашатырь. Для кладок этого времени характерна обработка швов вподрезку в виде равнобедренного заглубленного треугольника либо односторонней подрезки. Делалось это для лучшего сцепления штукатурки фасада с кладкой.

Мы уже знаем, что почти пять веков назад были попытки установить единый размер кирпича. Предпоследняя попытка была предпринята в 1847 г. — утверждены первые для России детальные «Правила для единообразия и прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казенных и частных заводах». Кирпичу был дан размер, и не по сырцу, как давалось прежде, а по готовому изделию, а именно: 6*3*1,5 вершка, или 267* 133*67 мм. Этот «казенный» кирпич удержался 80 лет, до 1927 года, хотя фактические размеры были самые разные, разного формата. Да и установленные размеры кирпича нельзя считать удачей; он не учитывал «потерь» на вертикальный шов в кладке (длина ложка точно равна двум тычкам). При кладке приходилось или допускать совпадение вертикальных швов по вертикали, или «играть» на их толщине, что чаще всего каменщики и делали. В 1924—1926 годах в Советском Союзе работа по улучшению формата кирпича была возобновлена и 15 февраля 1927 г. был утвержден новый стандарт на кирпич с размерами 250*120*65 мм, который действует и поныне (для одинарного кирпича).

В 1920—30-х годах применялись еще недостаточно рациональные приемы и способы организации каменной кладки, что требовало, по современным оценкам, необоснованно больших затрат труда. Так, например, для того чтобы обеспечить правильную перевязку вертикальных швов, в верстах кладки производилась предварительная укладка их в версту насухо. Еще в начале тридцатых годов нынешнего столетия у нас требовалось полное заполнение всех вертикальных швов кладки раствором. Для этого кладку заливали жидким раствором «прыском», легко проникавшим в вертикальные швы. Этим гарантировалась непродуваемость кладки. Однако в последующие годы от этих приемов отказались, так как стали применять укладку кирпичей способами «вприсык» и «вприжим», что с учетом последующего расстилания раствора по постели для кладки следующего ряда обеспечивает заполнение швов раствором, а перевязка швов теперь достигается и без предварительной верстки кирпича насухо.

Читайте так же:
Шамотный кирпич для котлов размеры

В эти же годы широко применялась подноска кирпича на подмости «козоносами» — так называли рабочего, переносившего кирпич с помощью навешиваемой на плечи (со спины) площадки с ножками-подставками. Раствор для кладки еще нередко набрасывал на стену сам каменщик кельмой; он одновременно левой рукой брал кирпич, а правой — раствор и выполнял кладку без подсобных рабочих.

Вместе с тем некоторые приемы, использовавшиеся в те годы, не утратили своей целесообразности и в наши дни. Например, для разбивки кладки по высоте применяли рейки, соответствующие
высоте этажа, на которые нанесены высоты подоконников, перемычек оконных и дверных и др. Первый этаж размечают от нулевой отметки (верх пола первого этажа). Далее по этим рейкам на высоте пола каждого этажа выпускаются на четверть из кладки отдельные кирпичи, на которые устанавливаются те же рейки, и по ним ведется разбивка по высоте следующего этажа. Выпущенные четверти кирпичей по окончании кладки срубаются.

До 1930 г. в СССР применялась в основном верстовая или цепная система перевязок, в то время как в США уже широко использовалась многорядная кладка с перевязкой ложков тычками только через 5 рядов. Теперь эта кладка является у нас основной. На основе американского опыта в 30-х годах советскими специалистами разработаны и теперь широко применяются трехрядная система перевязки столбов и простенков, а также раскладка кирпичей в углах и местах пересечений стен с минимальным использованием неполномерных кирпичей.

Советские специалисты много сделали для рационализации технологии каменной кладки, снижения затрат труда за счет применения инвентарных средств производства, разработки и применения новых инструментов. Взамен мастерка с маленькой площадью лопаточки введена комбинированная кельма с большим полотном, применяемая в настоящее время. Ф. И. Мальцев изобрел ковш-лопату (именуемую теперь растворной лопатой), удобную и для подачи на стену раствора и для предварительного разравнивания его. Раньше, как уже отмечалось, каменщик набрасывал раствор на стену мастерком сам.

Одно из самых больших достижений наших специалистов — ликвидация сезонности каменной кладки. До 1933 г. кирпичная кладка в СССР, как и многие годы еще после в других странах, выполнялась лишь в период до наступления отрицательных температур, т. е. летом, либо в тепляках. Это сильно тормозило ход строительства. Благодаря разработанным методам, которые вошли затем в правила (повышение марок раствора для зимней кладки, применение пластификаторов и подогретого раствора, применение противоморозных добавок, регламентирование правил зимней кладки и т.д.), в стране с сороковых годов кирпичная кладка при строительстве зданий ведется круглогодично.

История, применение и перспективы красного кирпича

Все знают, что красный кирпич универсальный материал для строительства. Его применяют для постройки печей, заборов, перегородок, стен домов или других помещений. Этот материал используют уже давно, но мало кто знает, как долго используется красный кирпич в строительстве, откуда он родом, как именно он появился, и кто первым его создал.

На такие вопросы ответит эта статья.

  • 1 История возникновения
  • 2 Общие сведения о красных керамических кирпичах
    • 2.1 Достоинства и недостатки
  • 3 Сравнение красного и белого кирпича
  • 4 Состав и структура
  • 5 Технические параметры и свойства
  • 6 Производство
  • 7 Использование
  • 8 Виды красного кирпича
  • 9 Родственники красного кирпича
    • 9.1 Плитка
    • 9.2 Черепица
  • 10 Перспективы красного кирпича

История возникновения

Историки находят в письменах Древнего Рима памятки про кирпич, как материал для строительства домов, фазенд и садовых дорожек. Форма кирпича того времени могла меняться. Начиная от прямоугольных, треугольных и даже круглых. Круглыми кирпичами были возведены прочные и фигурные рисунки на стенах зданий. В те времена использовали два вида кирпича – обожжённый и высушенный на солнце.

До появления кирпича в нашей стране использовали плинфы. Это тонкие глиняные пластины прямоугольную форму. Настоящий кирпич, который удобно держать в руке, который используется и до сего дня появился в шестнадцатом веке у англичан. Его обжигали в специальных печах.

Общие сведения о красных керамических кирпичах

Красным кирпич называют из-за его цвета. Такой цвет появляется после обжига изделия, из-за глины, оксид железа, входящий в состав глины придает кирпичу красный цвет. Он прост в использовании и универсальный для любой постройки.

Достоинства и недостатки

Среди плюсов красного кирпича выделяются:

  • Прочность
  • Морозостойкость
  • Универсальность
  • Огнеупорность
  • Долгая эксплуатация
  • Разные вариации в форме и фактуре изделий

К недостаткам красного кирпича относят:

  • Стоимость
  • Появление высолов на гранях изделия при неправильном растворе

Приобретение необходимого количества кирпича необходимо делать только из одной партии, в противном случае тон цвета фасада может быть разным.

Сравнение красного и белого кирпича

В первую очередь эти два вида кирпича отличаются не только составом и цветом, но еще и методом производства. В состав красного входит глина и минеральные добавки, а в состав белого входят известь, песок и совсем немного добавок. Если сравнить эти два вида кирпича, можно понять, что красный похож на обожжённую глину, а белый это силикатный бетон.

Белый кирпич создается в автоклаве, где при температуре, около двухсот градусов. Разница этих двух видов заключается и в их характеристиках.

Белый кирпич не применяют для важных частей постройки.

Состав и структура

Если обратится в толковый словарь и посмотреть значения кирпича, то это будет искусственный камень в форме бруска. Так оно и есть, только вот бруски эти стандартизованы.

В состав красного кирпича входит:

  • глина;
  • песок кварцевый;
  • каолинит;
  • монтмориллонит;
  • иллит.

Качественный кирпич не получается, если в смесь вообще не кладут добавок. Но и большое их количество нежелательно. Так же для получения красного кирпича в смесь воды и глины добавляют минеральные добавки.

Они помогают увеличить прочность, сохранить форму кирпича, придают эластичности смеси. Также для увеличения количества пор в изделии, ускорения процесса усадки в форме.

В число этих минеральных добавок входит:

  • шлак;
  • зола;
  • песок;
  • опилки;
  • песчаник;
  • окислы металлов;
  • и другие добавки.
Читайте так же:
Листовой материал под кирпич

Технические параметры и свойства

В первую очередь, любой строительный материал ценят за прочность. Для указания прочности красного кирпича используют число марки. Это число показывает, какую нагрузку выдерживает изделие на один квадратный сантиметр. Число может варьироваться от двадцати пяти до трёхсот.

Следующим параметром, за который ценят кирпичи, это морозоустойчивость. Ее считают циклами. Для подсчета циклов в лабораторных условиях проводят испытания.

Опускают кирпич в воду, а затем помещают в морозилку. После определённого количества таких экспериментов, кирпич начинает менять структуру, теряет прочность, считается циклы морозостойкости. Так облицовочный красный кирпич может выдержать около пятидесяти таких циклов.

Производство

Чтобы получить качественный красный кирпич, необходимо в первую очередь выбрать правильные ингредиенты. О них написано выше. Потом их перемешать, при необходимости измельчить. Далее уложить смесь в форму, подвергнуть ее сушке и обжигу. Два последних процесса нужно придерживаться определённых температур и длиться от шести часов до двух суток.

Так сушка производиться в специально печи для кирпичей, где поддерживается температура до пятисот градусов. Во время этого процесса кирпич-сырец теряет лишнюю влагу и меняет структуру.

Для обжига изделия в той же печи поднимают температуру постепенно. Максимальный уровень для красного керамического кирпича в восемьсот градусов Цельсия. При такой температуре будущий кирпич полностью приобретает правильную форму и окончательно формируется как изделие.

Если красный кирпич сделан при соблюдении всех температурных норм и при правильном соотношении ингредиентов, то на выходе готовое изделие имеет форму, цвет, размер и другие характеристики красного кирпича. Настоящий красный кирпич можно определить по звуку. Если ударить об готовое изделие, то ослышится чистый звонкий и тонкий звук.

Использование

Используют красный кирпич практически в любой стройке. Он прекрасно подойдет для строительства печки, камина, барбекю, стен помещений, тротуаров или дорожек в частном дворе и многое другое.

Красный облицовочный кирпич применяют для облицовки стен как внутри, так и снаружи здания. Для утепления стен с одновременной облицовкой используют пустотелый лицевой кирпич.

Виды красного кирпича

Красный кирпич во множестве видов. Каждый из них создан для определённых целей. Вот некоторые из них.

В зависимости от назначения:

Лицевой кирпич является декоративным. Его используют для облицовки внешних стен строения. Этот вид имеет свои подвиды. Облицовочный кирпич с лицевой стороны быть матовой, глянцевой или другой фактуры.

Этот кирпич обычный стандартной формы. Он не имеет никаких выдающихся признаков. К тому же рядовой кирпич используют при кладке стен, перегородок, которые будут вскоре облицованы. Этот кирпич прочный и служит долго.

Это огнеупорный кирпич. Он применяется для стройки печей, дымоходов, барбекю, каминов. Главной характеристикой такого кирпича является огнеупорность.

В зависимости от размеров:

Стандартный одинарный кирпич имеет обычные размеры: длина 25 см, ширина 12 см, высота 6,5 см. Его удобно использовать в строительстве.

Размер полуторного кирпича составляет: 250/120/88 мм. Он, по сути, просто увеличенный в высоту, для снижения количества расходов и времени для строки задуманного сооружения.

Размер двойного кирпича составляет: 250/120/138 мм. Двойной красный кирпич, как и полуторный, для экономии времени и раствора.

Нестандартный размер кирпича создан для необычных архитектурных решений. Его размер и форма может быть очень разными. Он может быть и округлым и полукруглым и имеющим пять граней изделия и других форм. Такое изделие применяют и для обделки конных откосов и дверных проемов.

В зависимости от структуры:

Полнотелый красный кирпич является монолитным. Он не имеет никаких отверстий. Прямоугольное изделие применяют при строительстве цоколя, несущих стен, дорожек, тротуаров. Полнотелый тяжелее пустотелого. Теплопроводность такого кирпича очень высокая.

Пустотелый кирпич отличается от полнотелого массой и наличием пустот в изделии. Они могут быть разной формы и занимать от двадцати до пятидесяти процентов объема изделия. Такой кирпич обладает небольшой теплопроводностью. Это позволяет утеплить дом при строительстве.

Родственники красного кирпича

Плитка

Прямоугольные глиняные пластины, что подверглись обжигу и есть плитка. Ее используют для облицовки полов и стен. Плитку или кафель изготавливают несколькими способами. Литьем глиняную смесь помещают в специальные формы и подвергают обжигу.

Процесс напоминает изготовление кирпича, только формы другие. Но тогда края плитки могут быть не ровными, а само производство дорогостоящее.

Второй метод изготовления заключается в нарезке естественного камня. Это тоже не рентабельный способ производства, так как количество плиток получается мизерное, а затраты высокие.

При экструдировании глиняную массу пропускают через экструдер и режут в специальном станке, а затем обжигают.

Распространенным процессом по изготовления плитки является прессование. Здесь не делают раствор, как водится в остальных видах производства притки или кирпича. Порошкообразная масса с минимальным содержанием влаги 4…6% сдавливается под прессом. Давление порядка 200…400 кг/см2.

Под давлением необожженная плитка приобретает необходимую прочность. Керамическую плитку укладывают на пол или на стены, используя при этом особенный клей. Плитку обычно применяют, как правило, на кухне, в ванной или прихожей.

Черепица

Черепицу применяют для кровли крыш еще с древних времен. Ее изготавливают как из обожжённой глины так и из других материалов. Керамическая черепица проходит несколько этапов производства. Сначала делают заготовку из глины, которую сушат. Затем наносят наверх заготовки покрытие для придания блеска и цвета.

Потом направляют заготовку в печь. В ней температура поддерживается около тысячи градусов. Форма, цвет и фактура различные. Керамическая черепица имеет ряд достоинств, в списке которых можно отметить водонепроницаемость, морозостойкость, экологичность.

Перспективы красного кирпича

Красный кирпич на строительном рынке никогда не пропадет, не исчезнет от и в ближайшем будущем. Он занимает лидирующие позиции на рынке, хотя его и потеснили несколько аналогов, но это временно.

Кирпич вещь надежная и замены ему пока не предвидится.

Размер кирпича конца 19 века

Кирпич — это штучный строительный материал, предназначающийся для устройства кладок фундамента и облицовки фасадов жилых и производственных зданий и сооружений.

Читайте так же:
Таблица с кладочными размерами кирпича

Размеры кирпичей регламентируются нормативными документами ГОСТ 8691-73, ГОСТ 474-90, ГОСТ 530-2012.

Кирпич представляет собой параллелепипед, изготовленный из глины мелких фракций с различными добавками путем обжига и обсушивания.

На сегодняшний день производится два типа кирпичей: рядовой — применяется для кладки стен и фундамента, и лицевой (полнотелый и пустотелый) — предназначен для облицовки фасадов.

В зависимости от структуры лицевой кирпич бывает следующих видов:

  • пустотелый (щелевой) — количество пустот от 13 (%) до 48 (%);
  • полнотелый — содержание пустот не более 13 (%).

Некоторые кирпичи могут использоваться только в определенных помещениях, например, кислотоупорный (применяется в условиях кислых агрессивных сред), клинкерный (применяется в сильно агрессивной среде), огнеупорный (применяется в местах, подвергающихся воздействию высоких температур).

Всего существует 3 основных типоразмера кирпичей, которые характерны как для керамических, так и для силикатных изделий (данные указаны в формате длина/ширина/высота):

  • одинарный (1.0 НФ): 250х120х65 (мм);
  • полуторный (1.4 НФ): 250х120х88 (мм);
  • двойной (2.1 НФ): 250х120х140 (мм).

Важно: единица измерения НФ означает нормальный формат кирпича, реже встречается ДФ — тонкий формат.

Зачастую встречаются кирпичи нестандартных размеров со сторонами граней близкими к формату одинарного, полуторного или двойного. В случае, если любой из параметров отклоняется типовых не более чем на 5 (%) в одну либо другую сторону, такой кирпич также называют одинарным, полуторным или двойным.Все кирпичи размером более 2.1 НФ считаются камнями.

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h/S (мм)
Высота или толщина кирпича в (мм)

l (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h (мм)
Высота кирпича в (мм)

l (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h (мм)
Высота кирпича в (мм)

L (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

S (мм)
Толщина кирпича в (мм)

m (кг)
Масса кирпича в (кг)

l (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h (мм)
Высота кирпича в (мм)

l (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h (мм)
Высота кирпича в (мм)

l (мм)
Длина кирпича в (мм)

b (мм)
Ширина кирпича в (мм)

h (мм)
Высота кирпича в (мм)

Предостережение: приведенные выше данные являются официальными цифрами производителей, однако следует учитывать, что информация является справочной и не гарантирует однозначной точности.

  • Размеры (кирпичей и блоков)
  • Размеры кирпичей евро
  • Размеры кирпичей м125
  • Размеры кирпичей м150
  • Размеры кирпичей м200
  • Размеры кирпичей ша
  • Размеры кирпичей шб
  • Размеры кирпичей шл
  • Размеры кирпичей кислотоупорных
  • Размеры кирпичей двойных
  • Размеры кирпичей забутовочных
  • Размеры кирпичей модульных
  • Размеры кирпичей огнеупорных
  • Размеры кирпичей одинарных
  • Размеры кирпичей печных
  • Размеры кирпичей полнотелых
  • Размеры кирпичей полуторных
  • Размеры кирпичей поризованных
  • Размеры кирпичей пустотелых
  • Размеры кирпичей цокольных
  • Размеры кирпичей шамотных
  • Размеры кирпичей клинкерных
  • Размеры кирпичей поддона
  • Размеры кирпичей керамических
  • Размеры кирпичей керамических двойных
  • Размеры кирпичей керамических одинарных
  • Размеры кирпичей керамических полнотелых
  • Размеры кирпичей керамических полуторных
  • Размеры кирпичей керамических пустотелых
  • Размеры кирпичей облицовочных
  • Размеры кирпичей облицовочных одинарных
  • Размеры кирпичей облицовочных полнотелых
  • Размеры кирпичей облицовочных полуторных
  • Размеры кирпичей облицовочных пустотелых
  • Размеры кирпичей силикатных
  • Размеры кирпичей силикатных одинарных
  • Размеры кирпичей силикатных полнотелых
  • Размеры кирпичей силикатных полуторных
  • Размеры кирпичей силикатных пустотелых
  • Размеры кирпичей фасадных

Комментарии. Есть вопросы? Ответим на все.

История хранится в музеях кирпича

Бывают такие публикации, когда собираешься написать об одном, но тема неожиданно поворачивается к тебе другим, малоизвестным ракурсом. Так случилось с историей кирпича, которая в своих банальных и привычных фактах напомнила о тех местах, где эта история хранится — музеях кирпича. Они существуют! В России их единицы, но они есть.

Причем, из этого понятия мы сразу исключаем временные тематические экспозиции краеведческих музеев. Хотя в этих музеях встречаются целые коллекции, например в Екатеринбурге и Калининграде.

У истоков кирпичных музеев чаще всего стоят настоящие энтузиасты, одержимые идеей люди, связанные со строительной наукой, точнее — той её части, что относится к строительной керамике.

Два наиболее крупных и авторитетных музея расположены в Санкт-Петербурге. В 2002 году музей открылся при при НПО «Керамика» (входит в группу «ЛСР-Победа»). Сегодня коллекция насчитывает более 700 образцов кирпича. Возраст самого старого экспоната — кирпича из греческого города Дельфы — более 2500 лет ( даже любопытно — как его удалось вывезти из Греции).

Однако основную часть коллекции составляют клейменные кирпичи 19 века. Но самыми ценными для питерской экспозиции считаются кирпичи Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости. Как отмечают специалисты, это первые кирпичи Санкт-Петербурга, датируемые 1703 годом и изготовленные на кирпичных заводах Голландии и Германии.

Большинство кирпичей имеют своё клеймо, среди которых встречаются необычные наименования, например «Ленин», «Хиль» и т.д.

Ещё один музей принадлежит питерскому государственному архитектурно-строительному университету — Музей истории кирпичного производства.

Здесь собрано более 400 образцов стеновой керамики, извлеченных из старых зданий Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Выборга и других российских городов. Самым древним экспонатом являются керамические материалы из окрестностей Помпеи – им около 2000 лет.

Но основу коллекции составляют, конечно же, кирпичи, изготовленные на заводах Санкт-Петербурга и его окрестностей в 18-19 вв., на которых имеются клейма с фамилиями и инициалами керамистов-заводчиков.

История самого музея достаточно драматична — музей был создан на основе коллекции образцов строительной керамики доктора технических наук, профессора кафедры химии СПбГАСУ Всеволода Владимировича Инчика. Первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистским снарядом. Как говориться: было бы счастье, да несчастье помогло. Для коллекционирования старинных кирпичей это особенно актуально — достать кирпич можно только при полном или частичном разрушении старой конструкции. Ну не ради музея, конечно, но по другому никак.

Третий настоящий музей кирпича расположен в Омске — он собран учеными энтузиастами частного Института Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов (ИНТА-строй). Открылся музей 16 июня 2006 г.

Читайте так же:
Раствор для сырец кирпича

Главные герои экспозиции – более 200 подлинных образцов коллекционных кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI вв., преимущественно Западной Сибири.

Но есть и мировые «изюмины». Например, здесь есть кирпич из абхазского города Пицунда, привезённый с раскопок Патриаршего собора десятого века нашей эры (обратите внимание — энтузиасты изъяли экспонат с раскопок), копия необожженного кирпича города Иерихон (7000-6000 гг. до н.э.) (ведь вывезли же как-то), копия необожженного глиняного кирпича из Древнего Египта (город Фивы, эпоха Среднего царства, приблизительно 1800 г. до н.э.), а также керамические кирпичи, принадлежащие Сузгунской археологической культуре 1200-1000 гг. до н.э.

Один из самых древних экспонатов сибирского происхождения – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в., который считается первой капитальной постройкой России за Уралом. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции: кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства в Омске, когда его начали называть вторым Чикаго — за бурный экономический рост и строительный бум.

Также в экспозиции собраны кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг.

Среди экспонатов есть и весьма забавные — например старый кирпич, где вместо клейма — отпечаток собачьей лапы.

Есть кирпич, принадлежащий стене дома, в котором ныне расположен музей Ф.М. Достоевского. Когда это здание только было построено, здесь располагалась гауптвахта. Кстати, не исключено, что этот кирпич был сделан руками самого писателя – в «Записках из мертвого дома» он рассказывает, что во время каторги был привлечен к формовке кирпичей.

Здесь же в Омске существует протомузей строительных материалов и истории омского строительного комплекса в редакции журнала «Архитектура и строительство Омской области», чью основную экспозицию составляют образцы стеновой керамики 18-21 века города Омска. Главным и единственным собирателем коллекции стал бывший главный редактор журнала — Денис Банников (автор данной публикации). Какова будет судьба коллекции и будет ли автор продолжать сбор экспонатов — мне неизвестно. Я подумаю над этим вопросом.

Наиболее известные музеи кирпича расположены в США и Японии.

Как известно, кирпичи, отмеченные заводским штампом, пользуются наилучшим спросом у коллекционеров. Наибольшим разнообразием клейм на кирпичах всегда славились США, т. к. в качестве маркировки американские промышленники использовали не только слова, цифры и буквы, но и обрамлённые в рамку бытовые миниатюры, которые было принято печатать на ложковой стороне. Причем, заводского клейма удостаивался только один экземпляр из 5000, и это одна из причин, определяющая их высокую ценность для коллекционеров.

Сегодня в США существует три знаменитых музейных собрания, посвящённых промышленному изготовлению кирпича. Все они находятся в штате Нью-Йорк и располагаются в городах Орхард Парк, Хаверстро и Джонсон Сити.

В государственном музее Орхард Парка представлены штампы фабрик, которые некогда работали на берегах Гудзонова Залива. Музей в Хаверстро — частный; его собранием владеет семейство Клемент. Экспозицию этого музея составляет продукция кирпичных заводов со всей страны.

Коллекция города Джонсон-Сити считается самой почтенной — музею более 30 лет. И в нем хранятся редкие образцы, произведённые на протяжении всей истории человечества во всех уголках Земли.

Но всех обогнали японцы! В японском городе Майзуру находится Всемирный Музей Кирпичей, открывшийся более 20 лет назад. В нём можно увидеть сделанные вручную кирпичи из храмов Эллады, погребальных комплексов Египта, зиккуратов Вавилона и Южной Америки, китайских дворцов и древнеримских вилл. Экспозиция пользуется заслуженным вниманием ценителей: ежемесячно музей в Майзуру посещает около 10 тысяч гостей.

Среди свежих поступлений в фонды этого учреждения — несколько кирпичей, вытащенных из стен прославленных зданий Британии: Ковент-Гардена, Альберт Холла и Скотланд-Ярда, а также легендарного дома № 221б по Бейкер-стрит.

Среди наиболее интересных специалисты также отмечают музеи в Венгрии, Австрии, Германии, Великобритании и на острове Тайвань.

Примечателен, в том числе, киевский «Центр стеновой керамики». Это собрание насчитывает более полутысячи образцов, среди которых встречаются поистине уникальные — например, пёстрый польский кирпич с угольными включениями или немецкий каолиновый. В киевской коллекции представлена продукция французских, бельгийских, русских, эстонских и белорусских заводов, а также старинные кирпичи ручной работы. Остается надеется — когда в Киеве начнутся бои местного значения с применением тяжелого вооружения, чтобы кирпичи здания самого Центра не стали достоянием коллекционеров.

Очень любопытна коллекция энтузиаста белорусского города Лида Алексея Чистякова. История коллекции тоже занимательна: первый свой экспонат Алексей отыскал возле замковых стен в Лиде. Строители чистили местное озеро и подняли огромную гору мусора, среди которой и находился кирпич со странным клеймом К. Алексей Алексеевич подобрал столь необычный камушек и тут понеслось.

Сегодня в коллекции Чистякова более 300 экспонатов. Отдельная часть коллекции кирпичи, несущие на себе отпечатки прошлого. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что в Лиде появится настоящий музей кирпичей.

КИРПИЧ

КИРПИЧ- искусственный камень правильной формы, изготовленный из пластичной смеси на основе минерального сырья.

По виду исходных материалов различают кирпичи из глиносодержащего сырья (керамический и сырцовый) и известково-песчаной смеси (силикатный). Наибольшее применение имеет керамический кирпич.

На­чи­ная с нео­ли­та кирпич применяется в земледельческих обществах бедных строительным лесом и камнем стран.

Древнейший кирпич был сырцовым, высушенным на солнце. Глина перемешивалась с соломой, навозом и др. (саман, адоб). В докерамическом неолите А в Ие­ри­хо­не (IX-е — середина VIII-го тысячелетия до нашей эры) изготовлялся кирпич удлинённо-овальной выпукло-вогнутой формы; в докерамическом неолите В — удлинённый ор­на­мен­том «ёлоч­кой» из отпечатков большого пальца; в керамическом неолите А — круглые в основании плоско-выпуклые кирпичи («булки»). Из овальных в разрезе кирпичей построены неолитические жилища конца VII-го — VI-го тысячелетия до нашей эры (поздний Гуран, Джейтун). С VI-го тысячелетия до нашей эры с изобретением специальных деревянных форм (впервые — длинный плоский кирпич в Савване размером 800 х 300 х 80 мм) кирпич приобретает наиболее рациональную прямоугольную форму. В эпоху раннего металла (V-II-е тысячелетия до нашей эры) формируются стандартные для каждой местной традиции пропорции кирпича.

Читайте так же:
Станок для изготовки кирпича лего

В Южной Месопотамии в период Джемдет-Наср (1-я половина III-го тысячелетия до нашей эры) преобладает плосковыпуклый кирпич, укладываемый способом «селёдочного хребта». В Южной Азии сырцовый кирпич появляется вместе с первой керамикой в Мехргархе IB (VII-е тысячелетие до нашей эры) и затем на дохараппских поселениях (Лотхал, Калибанган, Джалилпуре, Банавали). В Новом Свете прямоугольный сырцовый кирпич появился в Мезоамерике и в Центральных Андах во II-м тысячелетии до нашей эры. Сырцовый кирпич был основным материалом в Древ­нем ми­ре для строительства жилых и монументальных зданий (храмов, дворцов, египетских мастаб, пирамид и т.п.), крепостных стен. Он сохраняется в жилищном строительстве земледельческих поселений Азии, Африки и Америки.

Обожжённый кирпич впервые появился в IV-м тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке и в III-м тысячелетии до нашей эры в Южной Азии (Калибанган I, Мехргарх III). Первоначально он применялся во вспомогательных целях: в качестве лицевого кирпича в облицовке храмовых платформ, каналов, дворов, а также при сооружении очагов, печей, горнов и т.п. Из кирпича, покрытого глазурью, складывались рельефные цветные панно (Вавилон, Сузы). В городах хараппской цивилизации обожжённый кирпич стал основным строительным материалом. В Египте обожжённый кирпич не был распространён до римского времени, в Мезоамерике появляется в городах майя позднего классического и посталассического периодов (VII-XI века); в Центральных Андах он оставался неизвестен до прихода испанцев.

С конца I-го тысячелетия до нашей эры обожжённый кирпич распространяется в античном мире. С I века до нашей эры кирпичная кладка (opus latericum) широко применялась в Древ­нем Ри­ме. Из кирпича в сочетании с бетоном строились форумы с храмами и базиликами, амфитеатры, театры, императорские дворцы, термы и т. п. С первых веков нашей эры применялась техника смешанной кладки из кирпича и камня (opus mixtum, или opus compositum), распространённая затем в средневековом Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В I-м тысячелетии нашей эры была выработана особая форма кирпича в виде квадратного или почти квадратного в основании плоского блока со стороной 300-380 мм, толщиной 25-45 мм (плинфа), из которого возводили постройки в поздней Римской и Византийской империи, а также в домонгольской Руси. Из кирпича возводился каркас арок, сводов и куполов (в частности, купола Пантеона в Риме и Святой Софии храма в Константинополе).

В Византии была распространена кирпичная кладка с «утопленным» слоем, заполненным раствором, создававшая эффект полихромии. Кроме квадратных, изготавливали трапециевидные в основании, дугообразно изогнутые (лекальные) и другие формы плинф для выполнения сложных элементов и украшения фасадов. С IX-X века в Византии и с XVI века в России фигурная кладка из кирпича стала основным типом архитектурного декора.

В исламских странах кирпич был важнейшим строительным материалом. С X века распространяется декорация зданий орнаментом и надписями, выложенными из небольшого (150х100х30 мм) кирпича, с XII века — кладкой из цветного глазурованного кирпича. В I-II-м тысячелетии нашей эры обожжённый кирпич использовался для монументального и крепостного строительства в Индии, Китае, Корее, Юго-Восточной Азии.

В средневековой Европе строительство из кирпича возобновилось в XI-XII веках (Италия, Германия, Польша, Нидерланды, Англия, Скандинавия, Юго-Западная Франция). Распространению его в XIII веке способствовали цистерцианские монастыри. Формируется стиль кирпичной готики. Кирпич широко используется в строительстве в технике фахверк. С XIV-XV века распространены различные типы декоративной кладки из кирпича, применение полихромного и глазурованного кирпича.

Прообразом керамического кирпича на Руси в начале XI века стала плинфа (Спасский собор в Чернигове, около 1036 года; Софийский собор в Киеве, 1037 год). «Брусковый» кирпич на Руси начали производить в Новгороде с 13 века. В Москве с середины XV века первоначально применялся кирпич, промежуточный по пропорциям между плинфой и брусковым кирпичом (250/300 х 150/200 х 55/60 мм). В конце XV-XVIIвеков были распространены «большемерный» (300 х 150 х 80 мм) и «маломерный» (200/220 х 100/110 х 400/450 мм) кирпич. Расцвету кирпичного строительства способствовали работы итальянских мастеров при постройке Московского Кремля в конце XV века. При постройке Кремлёвских соборов Аристотелем Фиораванти применялся «Аристотелев» кирпич размером 289 х 111 х 67 мм. Грани кирпича получили названия: большая — «постель», боковая длинная — «ложок» и боковая малая — «тычок». К шедеврам московской кирпичной архитектуры XVI века относятся церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (Василия Блаженного храм) на Красной площади в Москве. В XVI-XVII веках кирпич вытесняет камень из русского монументального строительства, что, в частности, способствовало распространению бесстолпного типа церковных построек. Стандартизации размеров кирпича способствовало учреждение в 1584 году Приказа каменных дел. В XIX веке в России в основном производился «казённый» кирпич размером 267 х 123 х 67 мм.

В 1927 году в СССР были утверждены размеры кирпича: одинарный — 250 х 120 х 65 мм и утолщённый 250 х 120 х 88 мм; масса кирпича — не более 4,3 кг. Общемирового стандарта на размеры кирпича не существует, однако его размеры и масса лимитируются размером и силой руки каменщика.

Иллюстрация:

Рель­еф из по­ли­хром­но­го гла­зу­ро­ван­но­го кир­пи­ча (во­ро­та Иш­тар в Ва­ви­ло­не, 7 в. до н. э.). Пер­га­мон-му­зей (Бер­лин). Архив БРЭ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector