Omskvorota.ru

Строим дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джентльмены удачи бочка с цементом

Джентльмены удачи

Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Время»

«Джентльме́ны уда́чи» — советский полнометражный художественный фильм — нелирическая комедия, снятая в 1971 году режиссёром Александром Серым. Лидер советского кинопроката в 1972 году — свыше 65 миллионов зрителей. Это один из самых популярных советских кинофильмов. Многие фразы из него стали крылатыми.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
    • 2.1 В эпизодах
    • 2.2 Исполнение песен
  • 3 Не указанные в титрах
  • 4 Съёмочная группа
  • 5 История создания
  • 6 Место съёмок
  • 7 Издание на видео
  • 8 Ремейк
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Сюжет [ править ]

В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. В Москве руководитель экспедиции, профессор Мальцев (Эраст Гарин), случайно сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников — бандита Александра Белого по кличке «Доцент». Им оказывается добрейшей души человек — заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов). Недоразумение вскоре разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров поймали и осудили, но шлема у них не нашли.

Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем. Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где отбывают наказание соучастники Доцента — Фёдор Ермаков (Косой) и Гавриил Шереметьев (Хмырь). По замыслу, предполагаемый Доцент ударился головой и частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Но вот беда — Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента.

Не являясь москвичами, при всём желании они не могут назвать места, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву и «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы. Далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте. Вместе с напарниками Доцента убегает ещё один заключённый — мелкий жулик из Средней Азии, разводивший бензин ослиной мочой, — Василий Алибабаевич Али-Баба. Его приходится взять с собой.

Но побег идёт не по плану: заключённые сворачивают не туда и едут в цистерне с жидким цементом в незапланированном направлении. Они оказываются в незнакомом городе Новокасинске, без денег, документов и даже без верхней одежды. Находчивость Трошкина помогает им заработать (а сообщники уверены, что украсть) немного денег, чтобы хватило на одежду и гостиницу.

Наконец связь с органами налажена, и все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу. Но из-за того, что Хмырь украл деньги, предназначенные для приобретения «газовой керосинки» вместо примуса, дом сгорает при пожаре, и тогда четвёрка уезжает на «дачу одного барыги» (на самом деле это дача профессора Мальцева). Возя́ своих двоих подручных и «одного лишнего» по Москве с милицией, Трошкин потихоньку обрисовывает круг общения настоящего Доцента.

Но один из бывших сообщников Доцента не желает разговаривать, мотивируя тем, что «завязал». Другой сообщник, гардеробщик Прохоров, просит встретиться завтра, но, проверив и убедившись, что это не настоящий Доцент, не выходит на встречу. Кроме милицейского задания, Трошкин, уже добровольно, берёт на себя другую миссию: пробудить в ворах-рецидивистах совесть и попытаться заставить их переосмыслить прожитую жизнь. Только делать это Трошкину приходится, не выходя из образа закоренелого бандита и безжалостного убийцы.

Затем поступает срочное указание: свернуть операцию, так как настоящий Доцент сбежал из тюрьмы и вскоре наверняка выйдет на своих соучастников. Он добирается до гардеробщика и просит спрятать его. Последний принимает его за самозванца, который приходил к нему. Вместе с сообщником Митяем они пытаются убить Доцента на стройке, но он сбрасывает Митяя с крыши. Гардеробщик вытаскивает пистолет, и на этом сцена обрывается.

Тем временем Трошкин попросил остаться со своими предполагаемыми соучастниками, чтобы встретить Новый год. На даче он решает раскрыться перед ними, но опаздывает: услышав в очередной раз о том, что он (то есть Трошкин) сымпровизировал, и о якобы совершённом им убийстве, те решаются на отчаянный ход — добровольно отдать себя в руки правосудия (воспитательные усилия Трошкина дали некоторый результат). Они оглушают его, связывают и оставляют в доме.

Сообразив в этот момент, где спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются к озеру, где их находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого нырнуть за ним — археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Далее «близнецы» встречаются на льду озера: Трошкин освободился и примчался на помощь своим новым друзьям. Фронтовик Трошкин обезоруживает Доцента, но тот сразу вооружается пистолетом, и становится ясно, что Прохоров убит Доцентом.

Кровопролития удаётся избежать, поскольку Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич оглушают веслом сначала Доцента, а потом и Трошкина, решив, что чем больше Доцентов они сдадут, тем лучше. Затем к месту действия приезжает милиция, и настоящий Доцент арестован. Приехавший вместе с милицией профессор Мальцев победно поднимает над головой найденный шлем, и милицейские машины, развернувшись, уезжают. Предполагаемые соучастники не понимают, почему милиция не арестовала и их.

В это время одна из машин останавливается, и из неё выходит Трошкин — без парика и грима. Ничего не понимая, троица убегает. Трошкин бежит за ними и пытается всё объяснить.

В ролях [ править ]

  • Евгений Леонов — Евгений Иванович Трошкин, заведующий детсадом/Сан Саныч Белый (он же «Доцент»), вор-рецидивист
  • Георгий Вицин — Гаврила Петрович Шереметьев (он же «Хмырь»), подельник «Доцента»
  • Савелий Крамаров — Фёдор Петрович Ермаков (он же «Косой»), подельник «Доцента»
  • Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич, мелкий уголовник
  • Эраст Гарин — Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
  • Наталья Фатеева — Людмила Мальцева, его дочь
  • Олег Видов — Владимир Николаевич Славин, старший лейтенант милиции
  • Николай Олялин — Верченко, полковник милиции
  • Анатолий Папанов — шахматист в гостинице
  • Любовь Соколова — заведующая детским садом города Новокасинска
  • Павел Шпрингфельд — Прохоров, гардеробщик в концертном зале
  • Екатерина Мазурова — мать Трошкина
  • Владимир Уан-Зо-Ли — начальник колонии
  • Анатолий Яббаров — Митяй, напарник гардеробщика

В 1993 году вышел фильм «Настя» режиссёра Данелии. В одной из сцен Крамаров вновь исполняет роль Косого, а позже появляется как псевдоспонсор из Южной Кореи.

В эпизодах [ править ]

  • Наталья Воробьёва — Елена Николаевна (она же Лена), воспитательница в детском саду
  • Алексей Ванин — бывший уголовник, спустивший «Доцента» с лестницы
  • Зоя Василькова — Маша, дворник
  • Вячеслав Гостинский — благообразный зритель, пришедший в мужской туалет
  • Александр Лебедев — милиционер
  • Галина Микеладзе — певица (вокал — Лариса Мондрус)
  • Владимир Протасенко — Мишка, друг детства «Косого»
  • Роман Филиппов — Никола Питерский, «авторитет»
  • Лариса Любомудрова

Исполнение песен [ править ]

  • Лариса Мондрус (за кадром) — исполнение песни «Проснись и пой» (из одноимённого спектакля), слова Владимира Лугового, музыка Геннадия Гладкова
  • детский хор Института художественного воспитания АПН СССР (за кадром) — исполнение песни «Белые снежинки кружатся с утра» (слова Игоря Шаферана, музыка Геннадия Гладкова)

Не указанные в титрах [ править ]

  • Меер Голдовский — мужчина в очереди в туалет
  • Георгий Данелия — прохожий в эпизоде на вокзале
  • Николай Данелия — мальчик с собакой
  • Александр Лукьянов — 1-й оперативник
  • Юрий Потёмкин — 1-й заключённый
  • Тынчылык Раззаков — 2-й заключённый
  • Наталия Санько — жена Мишки
  • Ольга Серая — девочка на лыжах, у которой Трошкин спрашивает, где находится лодочная станция
  • Николай Сморчков — 2-й оперативник
  • Светлана Старикова — Таня, девушка на улице
  • Виктория Токарева — прохожая в эпизоде на вокзале
  • Наталья Токарева — дочь бывшего уголовника
  • Иван Турченков — 3-й заключённый
  • Игорь Угольников — Игорёк (мальчик в маске волка)

Съёмочная группа [ править ]

  • Авторы сценария:
  • Георгий Данелия
  • Виктория Токарева
  • Постановка: Александр Серый
  • Главный оператор: Георгий Куприянов
  • Главный художник: Борис Немечек
  • Композитор: Геннадий Гладков
  • Звукооператор: Василий Костельцев
  • Исполнение музыки: оркестр Вадима Людвиковского
  • Режиссёр: В. Старостин
  • Оператор: Виктор Пищальников
  • Монтажёр: М. Ренкова
  • Грим Г. Пригожиной
  • Костюмы: Валентин Перелётов
  • Художник декоратор: Э. Немечек
  • Ассистенты:
  • Режиссёра: М. Набокова
  • Оператора: Михаил Агранович, А. Коротков
  • Исполнение песен: Лариса Мондрус
  • Комбинированные съёмки:
  • Оператор: В. Жанов
  • Художник: С. Мухин
  • Редактор: И. Сергиевская
  • Консультанты:
  • Комиссар милиции 3-го ранга: А. Волков
  • Полковник: И Голобородько
  • Директор картины: Александра Демидова
Читайте так же:
Реакция гипса с цементом

История создания [ править ]

Съёмки фильма начались в декабре 1970 года.

Режиссёр фильма Александр Серый сам бывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно освободившемуся, в творчестве и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый [1] . Премьера фильма прошла в московском кинотеатре «Россия» 13 декабря 1971 года.

Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, а глава МВД Щёлоков хохотал над фильмом до слёз, однако из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Брежнев. Он дал добро, заметив, что все блатные термины из этого кино знает сегодня любой мальчишка.

Картина имела успех в прокате и стала популярной. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.

А. Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина в эпизоде, когда герой Вицина Хмырь играет за роялем, и «Про Ялту» в исполнении героя Савелия Крамарова. Композитор картины Геннадий Гладков написал для Вицина подобие «Собачьего вальса», но худрук Георгий Данелия, монтировавший картину, был категорически против включения этих песен в фильм. В результате признаком того, что в фильме должен был присутствовать музыкальный номер, является единственный кадр из эпизода, когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента (там виднеется голова гитары).

Место съёмок [ править ]

Съёмки фильма проходили в Москве и Подмосковье, а сцена встречи лже-Доцента с Хмырём и Косым снималась в Каттакурганском СИЗО Самаркандской области Узбекистана [2] .

Издание на видео [ править ]

С 1990 года фильм выпущен на видеокассете кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах также совместно с компанией «Видеомир».

В 2001 году фильм отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD. На диске он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Mono (1.0, иногда 2.0) и с русскими субтитрами; дополнительно: «Фильмографии» и «Коллекция комедии».

Ремейк [ править ]

В 2012 году вышел ремейк фильма под названием «Джентльмены, удачи!». Действие перенесено в 2012 год. Фильм имел успех в прокате, кассовые сборы составили 10 млн долларов. В России его посмотрело 1,6 млн человек.

Джентльмены удачи / Dzhentlmeny udachi (1971)

Блейман М. Удача ли это, джентльмены? // Искусство кино. – 1972, № 6. – С. 65-71.

Удача ли это, джентльмены?

М. Блейман

Нельзя отрицать, что фильм смешной. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти во время его демонстрации в зал кинотеатра. Публика хохочет.

Рассмешить зрителя хотят в первом же кадре. В пустыне среди барханов на верблюде едут три странных человека. Зритель узнает сразу звероподобно загримированного Е.Леонова, говорящего с хриплыми и свистящими интонациями Г. Вицина и несущего дурашливую улыбку, как визитную карточку, С. Крамарова. (Несколько позже к этой смешной компании присоединится артист Р. Муратов, говорящий по-русски с восточным акцентом, что у него получается тоже смешно.)

Но возвратимся к началу. Верблюд артачится, не хочет идти. Когда кто-то из всадников его понукает, он плюется и густая слюна залепляет лицо погонщика. Это, конечно, смешно.

Несколько позже создается ситуация, в которой все четыре персонажа лишаются такой принадлежности туалета, как штаны. А им нужно бежать. И они бегут, изображая спортсменов, участвующих в кроссе. Это тоже смешно.

А до этого спортивного бега они путешествуют в бетоновозе и вылезают из него, до ушей облепленные цементом. Смешно!

Попав в Москву, все четверо боятся, что их узнают, и переодеваются в женскую одежду. Смех в зале.

В театре они прячутся в мужской уборной, хотя одеты женщинами. Разумеется, и это

вызывает смех в зрительном зале.

Впрочем, я не собираюсь перечислять все рассчитанные на такого же рода смех ситуации и трюки (американцы называют их гэгами). В картине их больше чем достаточно.

Должен предупредить: я знаю, что гэги могут быть и дурными, вульгарными и остроумными. Знаю я и то, что в искусстве «комедии-буфф», – не только в американской «комической», а и осмысленные по-другому в средневековом театре, – они необходимы и законны. И я не собираюсь опровергать право режиссера поставить фильм, используя эксцентрические нелепости, подчеркивая неправдоподобно смешные ситуации, комическое поведение и даже смешную внешность актеров. Обидно другое, что весь фильм идет на уровне гэгов этого сорта, хотя сценарий давал некоторые возможности и для других решений, более интересных и остроумных.

Основная ситуация сценария, написанного Г. Данелия и В. Токаревой, тривиальна. Можно составить целую библиотеку из романов, в которых действуют двойники. Можно перечислить десятки фильмов, в которых действуют как две капли воды похожие персонажи, причем исполняемые одним актером. Мотив двойников нередко используется в детективном жанре (поиски преступника упираются в неведомую преследователям тайну), много реже – в жанре психологическом (персонажу приходится проникать в тайну чужой психологии) и чаще всего в комедии, где в таких случаях возникает контраст между привычным поведением человека и обстоятельствами, в которые он попадает. Человек оказывается не на своем месте – это излюбленная мотивировка комедийной игры.

Литературный уровень сценария Г. Данелия и В. Токаревой иллюзий у меня не вызывает. И все-таки, мне кажется, сценарий можно было прочитать тоньше, деликатнее, что ли.

Наверное, можно было бы добиться того, чтобы человек, попавший в непривычную ситуацию, вел себя не только комично. Ведь герой – заведующий детским садом Трошкин, влюбленный в свою профессию, – поневоле вынужден изображать закоренелого и звероподобного преступника-рецидивиста Доцента, что само по себе уже смешно. Но на этом можно было и не настаивать: Трошкин – еще и прирожденный воспитатель и ни при каких условиях не в силах отказаться от этой своей страсти. С преступниками он ведет себя так же, как вел бы себя с детьми в детском саду. Так могла бы возникнуть поистине комическая, а не только буффонная сцена встречи Нового года, когда Трошкин – Доцент предлагает играть своим партнерам в детские игры, и они вынуждены делать это не потому, что увлечены детскими забавами, а потому, что боятся своего главаря. Они воспринимают игру как жестокое издевательство, недаром же кто-то из них горько говорит, что подобной жестокости не ожидал даже от такого зверя, как Доцент. В этой сцене, которая, на мой взгляд, могла бы стать ключевой для стиля картины, нужно было бы обыгрывать не только парадоксальность ситуации, но, что гораздо важнее, стереотипные представления о поведении человека. Тогда герои могли бы предстать не просто как комические «маски», но и как люди. И поведение их стало бы сложнее, тогда как сейчас оно представляется только поводом для смеха.

В замысел авторов, на мой взгляд, входило и намерение (я не утверждаю, что они это намерение реализовали) показать, что их герои – люди, преступниками не родившиеся. Перед тем, как совершить первую кражу, они жили по-другому (как именно, к сожалению, в сценарии не рассказано). Попав под влияние своего «вожака», Хмырь (Г. Вицин) и Косой (С. Крамаров) поэтому в праздничной, новогодней Москве должны как бы невольно возвратиться к этой другой, прежней своей жизни. Недаром Хмырь восторгается тем, как неведомая девушка катается на коньках вокруг разукрашенной елки, и вспоминает, как он с женой ходил в театр. Отсюда же и чтение письма от ребенка Хмыря, которое приносит ему «вожак», и горькая реакция преступника. Этой же цели служит случайная

встреча Косого с товарищем по школе, ставшим инженером, после которой Косой упрекает Доцента: зачем тот сказал бывшему соученику, что он, Косой, вор.

Во всех этих эпизодах, написанных поверхностно, все же можно было бы попытаться углубить парадоксальность комической ситуации, открыв в комическом новое, на этот раз уже психологическое качество. Это имело бы решающее значение для фильма. И финал, когда преступники связывают честного человека, которого считают преступником, воспринимался бы в этом случае не только как комический гэг, но и как естественный поступок.

Читайте так же:
Пропорции смеси для бетона цемент м400

Сценарий мог навести постановщика и актеров также еще и на мысль о контрастах в психологии персонажей. Тогда комизм возникал бы не только в тех сценах, где преступник превращается в человека, но и там, где действует обратный ход этой «игры» – там, где человек превращается в преступника. Так, чтобы достать необходимые деньги, Трошкин вынужден ограбить собственную квартиру. Но вместо того чтобы просто войти, просто открыть письменный стол, просто достать из него деньги, он воровски оглядывается, таится, трепещет, боясь, что его застанут за этим занятием. Конечно, это деталь. Но она хорошо придумана и при умелой разработке могла бы продемонстрировать не просто умелую игру с сюжетом, но и, повторяю, то, что прорывается за границы нехитрой игры с гэгами в область человеческой психологии.

Наконец, в сценарии была возможность и для того, чтобы обнаружить, конечно в парадоксальной и эксцентрической форме, образ доброго мира, мира участливых и благожелательных людей, для которых и пре-

ступник и преступления – исключительные и досадные случайности, изживающие себя. Этот мир мог стать не только фоном действия, но и активным его «участником». Ведь преступники, попадая в этот добрый мир, невольно пересматривают свою жизнь и естественно отказываются от старых навыков. Уловил же доброту и сказочность этого мира оператор Г. Куприянов, который снял Москву красочным, сказочно красивым городом.

Подчеркнуть эту частную удачу особенно важно потому, что комический сюжет, развертывающийся на экране, как раз как бы предполагал враждебность мира к человеку. В любом западном фильме или романе, использующем подобный сюжет, человек противостоит обществу, они враждебны друг другу. Преступник закономерно борется с враждебным ему обществом. Общество борется с враждебным ему преступником.

В замысле сценария «Джентльмены удачи», повторяю, мир сказочно добр, и эта сказочность атмосферы не кажется или, может быть, мне не показалась неправдоподобной.

Конечно, все эти возможности, то слабо угадываемые, то «проклевывающиеся» в сценарии, тоже не обещали ничего по-настоящему значительного, ничего, что могло привести к зрелищу не только смешному, но и по-настоящему содержательному.

И все-таки сценарий можно было разработать иначе – тоньше, внимательнее к внутреннему смыслу, тогда как фильм дальше нагромождения смешных нелепостей не идет да, кажется, и не намеревался идти. И то, что потенциально в сценарии все же существует, в фильме ускользает, становится неощутимым, прежде всего потому, что режиссер предпочел обратиться к традиционному, а в данном случае, незакономерному способу извлечения смешного. К этому способу активно прибегают, и актеры, занятые в фильме. Они

могли бы переместить центры тяжести, создать, если не тонкие, то хотя бы психологически насыщенные решения ситуаций, изменить стандартный «комический» стиль картины. Но они, увы, этого не сделали и пострадали прежде всего сами.

Приведу, на мой взгляд, показательный пример. В фильме играет А. Папанов, актер редкого комедийного дарования. Роль его несложна. Он играет скучающего командировочного, который не знает, куда себя деть в маленькой гостинице, и радуется всякому новому постояльцу, как возможному партнеру по игре в домино, в шахматы, в шашки – ему все равно. Он напарывается на преступников и, что естественно, проигрывает им все, что у него есть, – деньги, вещи, даже костюм. Ситуация смешна сама по себе. И чтобы ее сыграть, вовсе не нужен был такой актер, как А. Папанов. Но уж если эта роль поручена А. Папанову, то следовало ожидать, что он создаст образ сначала скучающего, а потом зараженного азартом человека, гиперболический образ игрока, эксцентрический и вместе с тем жизненно достоверный. Тогда бы командировочный запомнился зрителю, тем более что сцена, в которой он играет, сюжетного значения не имеет. Но для этого нужна была детализация, накопление психологических черт, наблюденных и нафантазированных актером. А именно этого режиссер от А. Папанова не потребовал, и актер остался лишь исполнителем гэга, не больше. Нет надобности говорить здесь о великолепном комедийном даре Е. Леонова, о том,

как проявился этот дар в фильмах последнего времени. В «Джентльменах удачи» артист неизменно вызывает веселую реакцию публики. Но необходимо сказать, что Е. Леоновым лишь добросовестно сыграна ситуация, предложенная сценаристами. Ни актером, ни режиссером не найдены и не разработаны детали поведения героя, смешные и вместе с тем правдивые. В результате Е. Леонов обкрадывает самого себя, играет с нажимом, с грубым напором и, что особо досадно, крайне однообразно.

И Э. Гарин, который, как никто в нашем кинематографе, умеет психологически насытить каждую ситуацию, каждое движение, каждое слово, как бы внешне нелепо, эксцентрично, парадоксально оно ни было, здесь изменяет себе. Он комично следит за преступником, комично увлекается, рассказывая о шлеме Александра Македонского, но ведь этого мало. Артист мог бы даже на небольшом плацдарме своей роли создать образ бескорыстного энтузиаста, увлеченного и по-своему страстного человека. А он играет «маску», как и все остальные актеры.

Что же сказать о Г. Вицине и С. Крамарове, которые играют те же «маски» – один, как уже говорилось, при помощи сиплого голоса, а другой – при помощи своей вечной застывшей улыбки? Можно только пожалеть, что актеры повторяют штампованные приемы, что их исполнение не выходит за рамки давно установившихся примитивных «комедийных стандартов». Особенно обидно за Г. Вицина, чья творческая судьба начинает вызывать уже серьезную тревогу.

Мне кажется, что единственный, кто нашел

верный стиль исполнения, это молодой артист Р. Муратов, играющий человека, случайно затесавшегося в преступную компанию. Он играет искренне, может быть, невольно, а может быть, и сознательно воплощая первое правило комедии: играть серьезно, как бы комичны ни были образ и ситуация.

После того как высказаны некоторые горькие слова в адрес большинства исполнителей, я должен заметить, что актеры, особенно в кинематографе, вынуждены играть не всегда так, как хотят, а играют так, как им предлагают. Вот и в этом случае они расплачиваются за то, что постановщик «Джентльменов удачи» А. Серый не сумел использовать возможности превосходных актеров, навязав им свой стиль исполнения.

Вызвано это не только естественной неопытностью режиссера (А. Серый, насколько я знаю, поставил первую большую картину). Режиссер, как мне кажется, не до конца понял то, во имя чего все же можно было поставить эту небогатую по мысли комедию.

И хотя я вовсе не хочу сталкивать режиссуру с драматургами, обвиняя постановщика во всех потерях картины, однако я не могу не сказать, что трактовка литературного материала явно ниже тех возможностей, которые просматриваются в замысле сценария.

Возникает впечатление, что режиссер ставил перед собой единственную задачу – смешить зрителей. И там, где у него не хватало глубины постижения комического содержания, он прибегал всего только к гэгам. В сценарии и в фильме есть сцена, в которой заведующий детским садом Трошкин под видом Доцента попадает в тюремную камеру и ссорится с преступником, чье лицо испещрено шрамами. Дело может дойти до поножовщины, но страшный противник оказывается трусом. Это смешно. Но я вспомнил старую американскую картину «Трус», где режиссер Джеймс Крюзе с помощью отличных актеров Ноа Бири и Эрнста Торренса извлек из аналогичной сцены источник комизма для целой и, как все мы помним, очень неглупой картины. А в «Джентльменах удачи» это всего только незамысловатый гэг.

Как я уже сказал, фильм «Джентльмены удачи» пользуется успехом. Но успех, даже самый шумный, бывает обманчив. И я хочу, чтобы эта статья была воспринята участниками картины и прежде всего ее режиссером не только как оценка их труда, но и как некое предупреждение.

Если А. Серый собирается и дальше работать над комедией, ему нужно понять, что комедийная режиссура состоит не в стремлении вызвать смех во что бы то ни стало, не только в выдумке и постановке гэгов; ей нужно вглядываться в жизнь, в психологию человека, и именно здесь находить зерна смешного. Пока же цена тому, чем вызывается в «Джентльменах удачи» ответная реакция зрительного зала, невелика: потакание плохому вкусу еще никому, не помогало завоевывать право на уважение зрителей и критики.

Читайте так же:
Калькулятор расхода цементной смеси

И это со всей отчетливостью должны осознать и режиссер и снимавшиеся в картине актеры.

Джентльмены удачи

О фильме «Джентльмены удачи» и самые-самые цитаты

― Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!

Все цитаты из фильма (Все, кина не будет. Электричество кончилось)

Полный текст фильма (Много букв. Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!)

Текст песни из фильма (Проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз!)

О фильме — краткое содержание

Режиссер: Александр Серый
Авторы сценария: Виктория Токарева, Георгий Данелия
Главный художник: Борис Немечек.
Композитор: Геннадий Гладков.

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Евгений Леонов (Евгений Иванович Трошкин, главарь шайки Александр Александрович Белый aka Доцент),Георгий Вицин (Гаврила Петрович Шереметьев aka Хмырь), Савелий Крамаров (Федор Петрович Ермаков aka Косой), Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич Али-Баба aka Вася), Эраст Гарин (профессор), Наталья Фатеева (дочка профессора),О.Видов, Н.Олялин, А.Папанов, П.Шпрингфельд, Л.Соколова.

СССР, Мосфильм, 1971.

Ну вот представьте себе. Желтая среднеазиатская пустыня. По ней шагает плешивый верблюд. Верхом на верблюде два гражданина.

За рулем На шее босс — Доцент, главарь шайки Белый, между горбами — Хмырь в тюбетейке. Косой ведет верблюда в поводу.

Кто все эти люди и что они делают в двух километрах от стоянки археологической экспедиции № 13? Они хотят притырить найденный шлем Александра Македонского.

На вопрос «А как они узнали про шлем? И так быстро? Кто инсайдер?» я отвечать не стану. Потому что тут три вопроса, а не один. Ну их.

В общем, шлем скрали. За шлемом бросились в погоню — сначала профессор-археолог, а следом и доблестная милиция. Все, как один. Потому что — историческая ценность. Целых пять килограммов золота, к тому же. И бандитов нашли, причем быстро. Но шлема при них не оказалось!

Что же делать? Неужели шлем Александра нашего Македонского так и канет в неизвестной проруби? Не бывать этому! По счастью, есть в Москве человек, который самой судьбой создан для того, чтобы вернуть находку. В музей (что бы вы там не подумали).

Это директор детского сада № 83 Евгений Иванович Трошкин. Он очень похож на главаря шайки Доцента. Ну, просто одно лицо. Так и в жизни бывает, а уж в кино вообще регулярно.

Он отличный директор, его любят дети, и уважают сотрудники. Он прекрасно умеет изображать Страшного Серого Волка, который знает толк в поросятах.

Но сможет ли он перевоплотиться в злобного Доцента Белого?

Не сразу конечно, это уж само собой. Сначала ему придется изучить «Словарь начинающего уголовника» (почитать тут). С помощью спец.клея приклеить спец.парик. И запомнить, наконец, где самое козырное место — возле окна, сколько можно повторять!

Невероятно, но Евгений Иванович отлично вписался. Подтвердил свой авторитет, убедительно разорвав майку на груди, и потыкав в глаз Николе Питерскому (за это отдельное спасибо, Евгений Иванович!)

Мнимый Доцент и его команда сбегают из колонии, чтобы добраться до Москвы и найти шлем на местности. К ним подключился еще одни товарищ бандит — Василий Алибабаевич Алибаба. Все побежали — ну и он побежал.

Великие испытания ждут их на пути. Ванна хорошего несмываемого цемента, пробежка по пересеченной местности, битва в шахматы с отдыхающими.

Евгению Ивановичу придется раскрыть свой воспитательский талант во всей красе. Заработать денег под видом ограбления детского садика (а хватит на четверых-то, товарищ?). Отучить товарищей играть, пить и воровать. без него. Переодеться в женщин и проникнуть в сам Большой театр. Ого-го! Но настоящий педагог — он и в пустыне не растеряется, и в театре не пропадет, и на даче разберется.

И вот ведь неприятность. Настоящий Доцент сбежал из колонии. Так что за Большой Золотой Шлем Александра Македонского предстоит эпическая битва. Ножи, пистолеты, багры. Полный хоррор и жесткое смертоубийство.

Стоит ли пересмотреть фильм «Джентльмены удачи»?

Странный вопрос. Смотреть, пересматривать, и снова смотреть! А уж цитаты там — одна другой лучше. Наслаждаемся.

― Прошу вас, возьмите в руки космические ложки. Подкрепитесь основательно. Ракета до обеда на землю не вернется.

― Да! Это тебе не мелочь по карманам тырить.
― Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и в Ялту!

― Все! Кина не будет. Электричество кончилось.

― Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Гры-Ы-Ы-Ы!

― Нехороший человек?
― Редиска.

― Моргалы выколю! Помогите! Хулиганы зрения лишают!

― Ты куда шлем дел, лишенец?

― Прямо так пойдем.
― Так?
― Засекут!
― Прямо так. Пусть думают, что мы спортсмены. За мной!

― Вы Из какого общества, ребята?
― «Трудовые резервы».
― А что, «Динамо» бежит?
― Все бегут.

― Шах!
― Ходи лошадью, лошадью ходи, дурак!
― Отстань! Мат!

― Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!

― Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста.

― Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадет совсем мертвый будешь!

― Девушка, а девушка, а как Вас зовут?
― Таня.
― А меня Федя.
― Ну и дура.

― А зачем нам английский?
― Посольство будем грабить!

― А над чем вы сейчас работаете?
― Да так. ищем.
― Боже, как это интересно. Отнимать у земли давно ушедшие забытые тайны!

― Нырнуть надо.
― А почему я? Как что так сразу Косой, Косой.

― Чем больше сдадим тем лучше.

И ведь что интересно.

Евгений Леонов вообще прекрасен. И в частности он прекрасен в «Джентльменах удачи».

Когда он изображает Доцента — у него действительно отвратительно мерзкая рожа! Ужас-ужас-ужас. А когда он играет Евения Иванович Трошкина — ну просто прекрасный человек, и с таким лицом он не может быть плохим! Никакого грима — вот она, сила искусства.

Режиссер фильма Александр Серый учился вместе с Георгием Данелия на режиссерских курсах.

Но не доучился, а вместо дипломной работы получил срок. Приревновал невесту Марину к кому-то там, избил его ну очень сильно. И получил 6 лет. Освободился по УДО через 4 года, и они с Мариной поженились.

После освобождения снял два фильма, но их встретили прохладно. Данелия решил помочь другу. Он предложил Виктории Токаревой написать сценарий, познакомил ее с А.Серым. Потом помог со сценарием. И еще был художественным руководителем фильма. Спасибо ему.

Отличный бокс-офис! Без никакой агрессивной и тупой рекламы.

В прокате 1972-го года фильм занял первое место, заработав около 30 млн рублей (затраты по смете составили 400 тыс. руб.). Фильм посмотрели 65 млн зрителей.

Спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля при официальной цене 20 копеек.

— Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь Угольников?

Тот самый Игорек, который сначала был назначен командором в детсадовской ракете, благодаря которой дети съели всю кашу. И который потом изображал серого волка. Хорошо, но не слишком страшно. Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Р-р-р!

Это была утка, товарищи!

Увы, все оказалось совсем не так. Игорь Угольников вовсе не играл Игорька. Эта информация оказалась злодейской уткой, взятой из одной программы «ОБА-НА».

Со всей ответственностью заявляем, что администрация сайта votHouse.ru тоже купилась. Но благодаря комментарию нашего читателя Андрея (спасибо ему) — правда всплыла.

Товарищи! Не доверяйте всему, что встречаете в интернете. Будьте бдительны — и настанет нам полное счастье.

Как с цензурой? Как это все пропустили вообще?

Чтобы подстраховаться, сценарий разослали всяким милицейским чиновникам на утверждение. Те внесли, конечно, свои правки. Попросили убрать уголовный жаргон.

Пришлось вставить разное: сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор. Хотя я вот думаю, а петух гамбургский — это ведь тоже сомнительно очень?

Ну, как бы то ни было, фильм пропустили. Ура и счастье!

Читайте так же:
Насыпная плотность тампонажного цемента

Чему как бы учит нас фильм «Джентльмены удачи»?

Главное — не тема. Главное — научный руководитель хороший сценарий, хороший режиссер и отличные актеры. И еще что-то неуловимое. В «Джентльменах удачи» — оно есть.

Смотрите хорошее кино — и будет вам счастье.
И помните: чем больше сдадим — тем лучше.

Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок — книгу «365 цитат о любви». Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Все цитаты из фильма (Все, кина не будет. Электричество кончилось)

Полный текст фильма (Много букв. Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!)

Текст песни из фильма (Проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз!)

Ссылки по теме

«Джентльмены удачи» на Википедии. Как ни странно, маловато информации. Я негодуэ!

«Джентльмены удачи» на сайте Кино-театр. Как обычно, много особых зрительских каментов.

Присмотреть или прикупить на Озоне:

— DVD. «Джентльмены удачи». Есть коллекционное издание, есть упрощенное.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Кавказская пленница (Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо. )

Бриллиантовая рука (Руссо туристо — облико морале. Ферштейн?)

Даун Хаус (Человек! Виски! Мне и этому офицеру.)

Белое солнце пустыни (Господин назначил меня любимой женой!)

Крылья, ноги и хвосты (Эй, ты, птичка, летим со мной, там столько вкусного)

А на посошок.

— Как я мог сломать свой цветок любви к донне Джулии?

Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Г. Данелия и В. Токарева планировали снимать Р. Быкова в роли фальшивомонетчика, Ю. Никулина – в роли альфонса, А. Миронова – в роли жулика, который торгует ворованными машинами, С. Крамарова – в роли мелкого карманника по кличке Косой. В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.

Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 г. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.

С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.

В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. Но фильм накануне Дня милиции показали главе МВД Н. Щелокову, и он не только одобрил сюжет, но и хохотал так, что заглушал реплики героев. Комедию одобрил и генсек Л. Брежнев, по легенде, он заявил, что такие слова знает каждый уличный мальчишка.

Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Г. Данелия рассказывал: «С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». А. Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский» и т. д.

Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Р. Муратов рассказывал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В чем секрет легендарной комедии «Джентльмены удачи»

Исполняется 46 лет с того дня, когда 13 декабря 1971 года на экраны кинотеатров вышла легендарная комедия «Джентльмены удачи» режиссера Александра Серого.

Премьера состоялась в кинотеатре «Россия», затем фильм показали чуть ли не во всех кинотеатрах страны. Успех «Джентльменов» был потрясающим! Только за следующий 1972 год комедию посмотрели около 65 миллионов зрителей. Расходы на съемку фильма окупились в десятикратном размере!

Очевидцы рассказывали, что в кассы стояли огромные очереди, билеты достать было трудно: их скупали спекулянты, а потом продавали по три рубля, что было в 10-15 раз дороже, чем их официальная стоимость. В конце концов в некоторых кинотеатрах стали ограничивать количество билетов, которые продавали в одни руки.

Да и потом, когда фильм начали демонстрировать по телевидению, вся страна буквально прилипала к экранам, хотя к тому времени «Джентльменов удачи» все уже знали наизусть. В чем же секрет такого феноменального успеха комедии?

Запретный плод и великолепные актеры

Когда фильм вышел на экраны, сработал эффект запретного плода, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин: «Этот фильм возник во времена, когда тюремная эстетика была под запретом. Песни Владимира Высоцкого распространялись полулегально, Клавдию Шульженко клеймили за упадническую лирику. Руководству страны нужен был сплошной позитив! И вдруг снимается кинолента, которая полна тюремной лексики! В которой главные герои – беглые преступники». Это поставило в тупик чиновников от кинематографии.

Чиновники хохотали на просмотрах, но не хотели выпускать фильм на экраны. Спасло только заступничество лично Леонида Брежнева, который сказал, что эту лексику знают даже дворовые мальчишки, поэтому ничего страшного, можно выпускать!

«В то время публика воспринимала кино совсем не так, как сейчас – не как зеркальное отражение жизни. И была абсолютно права, – говорит кинокритик. – Кино – это игра, это условное зрелище. В «Джентльменах удачи» есть уголовная тема, но эта картина всегда воспринималась в полном отрыве от реальности, как веселая, изобретательная игра-авантюра с запретными мотивами и популярнейшими актерами».

Кстати, известно, что почти все роли в этом фильме должны были исполнять совершенно другие актеры. Только Евгений Леонов был утвержден на свою роль сразу. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков и Юрий Никулин. Но они по разным причинам отказались. В результате появились новые претенденты: на роль Хмыря пробовался Лев Дуров, на роль Василия Алибабаевича рассматривали Фрунзика Мкртчяна. Менялся и сценарий. Директора детского сада в нем изначально вообще не было. Перевоспитывать уголовников силой убеждения должен был капитан милиции. Сейчас сложно себе представить, что любимая комедия могла оказаться совсем другой!

Читайте так же:
Средство для очистки стекла от цемента

«В этом фильме фантастический кастинг! – говорит киновед, кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова. – Что ни актер, то в яблочко! То, как играет Георгий Вицин, это сперва до безумия смешно, а потом до слез трагично. От сцены, когда Хмырь получает письмо от своей семьи, буквально дух захватывает! Раднэр Муратов – очень хороший актер, но если сейчас зажмуриться и попытаться вспомнить его роли в кино, то сразу всплывет лишь «Время, вперед!» и Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи», а ведь он сыграл около сотни ролей! Если вспоминать о Савелии Крамарове, то первое, что всплывает в памяти – как он, замотанный в шарф, идет на каблуках и пытается познакомиться с девушкой. И как ему Светлана Старикова отвечает: «Ну и дура!».

«Эта картина неотрывна от фильмов Леонида Гайдая, – говорит Валерий Кичин. – Только что отгремели комедии этого великолепного режиссера, и вот снова на экране Георгий Вицин и другие звездные актеры. Евгений Леонов на пике своей славы, и он снимается сразу в двух ролях». Плюс Савелий Крамаров. «Конечно, чтобы посмотреть фильм с участием таких звезд, народ валом валил в кино», – отмечает Ирина Павлова.

Западная эксцентрическая комедия на советской почве

Город Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич («там тепло, там мой дом, моя мама»), ныне переименован в Тараз (Казахстан). Там на Базарной площади установлен памятник «Джентльменам удачи», как символ того, что герои все же дошли до родины одного из главных героев.

«Должно было много звезд сойтись, чтобы получился такой бессмертный хит, как «Джентльмены удачи», – говорит кинообозреватель газеты «Известия» Николай Корнацкий. – Одним талантом создателей подобный феномен не объяснить. По многим причинам это кино стоит особняком среди советской комедийной классики. Например, почти все российские комедии повествуют о любви. Этот же фильм – о дружбе, спонтанной вспышке симпатии между совершенно чужими взрослыми людьми. Кроме того, «Джентльменов удачи» отличает уникальное сочетание популярного советского мотива перевоспитания «неподдающихся» и чисто западного жанра эксцентрической комедии.

Для Георгия Данелии, который выступил здесь одним из сценаристов и худруком, это была возможность отдохнуть от привычного серьеза. Разрыв с его прошлым творчеством подчеркивает подзаголовок названия во вступительных титрах: «НЕлирическая комедия». Как известно, собственный жанр лирической комедии Данелия придумал ранее. Что до «Джентльменов удачи», те были вызывающе, гомерически смешны!

Плотность и смелость гэгов была невероятной по меркам отечественного кино тех лет. Рокировка двойников, шутки с переодеванием в женскую одежду – и в то же время есть погони, драки, есть даже убийство! Сцены в тюрьме довольно точно воспроизводят быт зэков, герои «ботают» по настоящей «воровской» фене, хотя и облагороженной сценаристами. Режиссер Александр Серый сам отсидел в тюрьме несколько лет (влез по молодости в драку), поэтому знал, что снимал. Редко какая комедия так точно говорит о реальности. И еще реже предлагает настолько объемных персонажей».

Можно без конца читать, как снимался этот фильм. Например, Евгению Леонову никак не удавалось проехать на верблюде. Тогда дрессировщику, спрятанному от камер за верблюдом, пришлось самому провезти его на закорках. А как верблюд плюнул в Савелия Крамарова! Планировалось, что актера просто измажут в пене и снимут последовательно сперва верблюда, а потом обтекающую физиономию. Но Савелий Крамаров так раздразнил верблюда, что тот в сердцах плюнул в него по-настоящему!

Сцены на снегу, когда главные герои натирают друг друга снегом и орут, вообще не было в сценарии. Это была чистая актерская импровизация! Планировалось снять просто зарядку на снегу. Крамаров решил подшутить над Муратовым – подкрался к нему и начал натирать снегом. Василий Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и сделал то же самое с Крамаровым. В таком виде дубль и вошел в картину.

Чиновники от кино очень серьезно раскритиковали диалоги в сценарии фильма. От авторов потребовали максимально вычистить «блатной жаргон». В результате создателям фильма пришлось сочинить свой собственный, квази-блатной язык.

«Там блестящий текст: все реплики сразу стали крылатыми, – говорит кинокритик Ирина Павлова. – А учитывая, что этот текст произносят Георгий Вицын, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Эраст Гарин, фильм был просто обожаем! Фразы героев вызывают гомерический хохот. Даже когда классическая «падла» из соображений цензуры меняется на «редиску», оказывается, что «редиска» еще смешнее!»

Данелевский фильм режиссера Александра Серого

Почему же у режиссера Александра Серого получился такой данелиевский фильм?

«Рука Георгия Данелии в этом фильме очень чувствуется, – говорит Валерий Кичин. – Он же не только наблюдал, он вторгался в процесс, помогал расставить нужные акценты. В то время были в ходу смешанные жанры: и смех, и драма. Трагикомедийные киноленты – это высший пилотаж!»

Но такой смешной картины у великого режиссера никогда не было, считает Ирина Павлова. «У Данелии всегда фильмы щемящие. Его комедии пропитаны грустью и его поистине космическим гуманизмом, – говорит она. – Все его фильмы были грустными комедиями, а тут драматизм возникает фрагментами, а вся картина в целом безумно смешная! И вся эта смеховая стихия никого не оставляет равнодушным. Все люди любят посмеяться, даже если они в этом не признаются. А тут смех высшей пробы!».

«Отдавая должное таланту Георгия Данелии и его соавтору Виктории Токаревой, не стоит забывать и про самого режиссера Александра Серого, талантливого человека трагической судьбы, – говорит Николай Корнацкий. – Как уже сказано, он побывал в свое время за решеткой, из-за чего долго не мог получить постановку. Фильм «Джентльмены удачи» его друг Данелия пробил только при условии своего художественного руководства».

Ирина Павлова: По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки!

Вся картина, несмотря на то, что это криминальная комедия, проникнута духом любви. И все действие показано как бы глазами воспитателя детского сада. Это невозможно не полюбить, не растрогаться, не умилиться. «Я не могу себе представить человека, которого не увлекла бы история про директора детского сада, который перевоспитывает трех уголовников, – говорит Ирина Павлова. – Под сюжетом про поиски сокровищ мы обнаруживаем историю о том, как очень добрый, милый и мягкий человек, разыгрывающий из себя бандита, восполняет пробелы воспитания у взрослых людей, не умеющих самых элементарных вещей. Обучает их быть вежливыми, добрыми, заботливыми, трудиться – пусть даже и под видом грабежа детского сада».

По словам Ирины Павловой, «Джентльмены удачи» – это фильм-перевертыш. Фильм о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло. И то, как Евгений Леонов играет двух персонажей, из которых один – беспримесный негодяй, а другой – чистый ангел, это тоже великолепно! В высоком кинематографе всегда считалось, что хорошо и правильно снимать доброе кино. «Джентльмены удачи» – яркий пример того, что изучать мир и поступки доброго человека – в высшей мере увлекательно, нужно и правильно. То, что делает Евгений Леонов в роли директора детского сада, трогает буквально до слез! Причем и мужчин, и женщин, и детей, и взрослых».

«По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки, – добавляет кинокритик Ирина Павлова. – Он похож на очень хороший, наваристый бульон. Пересматривать этот фильм можно сколько угодно. Смеяться над тем, что уже знаешь наизусть, и обнаруживать новое! Благодаря этому такие ленты и не стареют. И каждое новое поколение зрителей обнаруживает в нем нечто прекрасное для себя и совсем иное, чем их родители. Потому что там очень много режиссерских и сценарных находок. Фильм всем этим буквально переполнен!».

К дню рождения фильма «Джентльмены удачи» программа «Наше кино. История большой любви» подготовила выпуск об этой знаменитой кинокартине. Смотрите передачу в пятницу, 15 декабря, в 8:35 на телеканале «МИР».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector