Omskvorota.ru

Строим дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое живопись по сырой штукатурке водяными красками

Живопись по сырой штукатурке

Как называют роспись стен по сырой штукатурке.

Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке. Сейчас роспись в этой технике делают крайне редко, чаще всего художник расписывает стену или потолок по сухой поверхности. Соответственно, в просторечьи словом «фреска» или «фрески» могут называть любую стенную живопись. Наши художники владеют разнообразными техниками, в том числе и такими, которые позволяют имитировать настоящую фреску.

Посмотрите, пожалуйста, наши работы, выполненные по технологии фрески на стене. Часто в таких работах применяется искусственное состаривание живописной поверхности.

Роспись в технике, имитирующей настоящую фреску. Автор Светлана Керн.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Как мы выяснили, живопись по сырой штукатурке водяными красками называется фреской. А живопись, основанная на применении водяных красок, но выполненная по сухой поверхности, называется секко (от итал. al secco — ‘по сухому’), — настенная живопись, которая выполняется, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Альсекко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день бо́льшую площадь поверхности, чем при фресковой живописи. Даже, если в большинстве случаев, заказчик имеет в виду именно такую роспись по сухой штукатурке, название секко употребляет лишь узкий круг художников и искусствоведов. Поэтому, и эту технику чаще всего называют «фресковая живопись».

Роспись на стене кухни, роспись по сухой штукатурке. Автор Светлана Керн. 2012г.

Роспись по сырой штукатурке.

Живопись по сырой штукатурке известна во всех древних средиземноморских культурах – Египте, Греции и Риме. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке, стала признаком роскоши, принадлежностью великолепного интерьера.

125 г. до н.э., античный пейзаж фреска. Предположительно иллюстрирующая сюжет из «Одиссеи». Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Из курса истории искусств хорошо известны фрески византийские. Также роспись красками по сырой штукатурке была популярной техникой и в средневековой Европе.

Свой характер имеет русская фреска. Роспись по сырой штукатурке – долговечная, но сложная техника. Чаще всего она применялась в храмовом зодчестве. А стенная живопись по сухой штукатурке широко использовалась при росписи палат, домов зажиточных горожан.

Знаменитые фрески галереи Храма Покрова на Рву, Москва.

Всемирно известны итальянские фрески периода Возрождения, картина, написанная красками по сырой штукатурке

Андреа Мантенья. Росписи Камеры делльи Спози, Мантуя, Италия. 1470-е гг.

Гротески, как называются рисунки на стенах, сочетающие изобразительные и декоративные мотивы в виде причудливых орнаментальных композиций, являются самым популярным мотивом для классических интерьеров. Например, известные фрески Ватикана стали прототипом росписей в Эрмитаже.

Лоджии Рафаэля.Эрмитаж. Орнаменты в стиле гротеск.

Рисунки по штукатурке.

Наносить рисунки по штукатурке можно как трафаретным, так и свободным способом рисования кистью.

Живопись на потолке как называется орнаментальный фриз. Студия «Александрия». 2015г.

На своих объектах мы применяем живопись по сухой штукатурке водяными красками. Роспись стен по сырой штукатурке сейчас практически не востребована.

Фитоморфный орнамент, как называются рисунки на стенах в виде стилизованной растительности, разрабатывается нашими художниками, исходя из конкретной архитектурной ситуации. Студия «Александрия». 2015г.

Такая роспись водяными красками по сырой штукатурке выполняется в два этапа. Первый — подготовительный: роспись фреска вычерчивается в реальном размере. Графикой наносится контур, как называется рисунок на стене. Второй — живопись по штукатурке.

Процесс росписи потолка занял пять дней. Студия «Александрия». 2015г.

Читайте так же:
Чем окрашивать декоративную штукатурку

Потолок с росписью в классическом стиле. Студия «Александрия». 2015г.

Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.

1991-2019 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики

Роспись по сырой штукатурке или живопись водяными красками: видео-инструкция по декору, фото

Живопись водяными красками по сырой штукатурке — это технология, история которой насчитывает не одну сотню лет. Фрески создавали еще античные художники, но пика своего расцвета этот метод росписи достиг в эпоху Возрождения.

Сегодня роспись по штукатурке также используется для декорирования помещений. Несмотря на то, что для достижения желаемого результата нужно учесть множество нюансов, освоить азы методики может практически каждый. Ниже мы расскажем, что нам понадобится для работы, а также опишем алгоритм выполнения основных операций.

Фото фрески в современном интерьере

Обзор технологии создания фресок

На первый взгляд, методика создания фресок не отличается особой сложностью:

  • в качестве основания для рисунка используется стена или потолок, покрытые свежей штукатуркой, которая еще не успела высохнуть;
  • на штукатурку вначале наносится контур изображения, а затем с помощью кистей – водорастворимые краски;
  • после высыхания основы картина приобретает характерную глубину за счет специфического впитывания пигмента известью и другими компонентами штукатурки.

В принципе, все довольно просто. Однако если взяться за решение этой задачи на практике, то окажется, что тонкостей хватает на любом этапе: важны и подготовка стены, и пропорции раствора, и техника нанесения красок.

Набор художественных материалов для создания фресок “Fresco painting starter kit”. Ориентировочная стоимость такого набора в интернете – около 35 000 рублей.

Кроме того, стоит отметить, что обязательным условием для достижения успеха является мастерство самого исполнителя. Так что браться за создание фрески стоит только в том случае, если вы действительно умеете рисовать. Только мастер, освоивший технику живописи на должном уровне, сможет создать достойное украшение для дома или квартиры.

Обратите внимание! Если есть сомнения в том, получится ли у вас выполнить роспись достаточно быстро и качественно, попробуйте свои силы либо на небольшом участке влажной штукатурки, либо на сухой поверхности. Второй вариант (он называется «а секко» — «по сухому») также относится к традиционным методикам и может служить неплохой подготовкой для любого, кто осваивает технику фресковой росписи.

Роспись стен по штукатурке

Готовим основание

Насечки на стене

Как и в случае с любыми другими отделочными работами, все начинается с подготовки основания. Основные этапы этого процесса мы опишем в таблице ниже:

Как видите, живопись по сырой штукатурке требует серьезной подготовки. Но несмотря на внушительные затраты времени, пренебрегать ею не стоит: только после тщательного выполнения предварительной обработки стена получится достаточно надежной и стабильной для того, чтобы нанесенное изображение не растрескивалось со временем.

Общий алгоритм действий при изготовлении фрески

Готовим раствор

Следующий секрет, который хранят мастера фресок — это рецепт раствора для оштукатуривания стены. Пропорции компонентов вам придется подбирать самостоятельно, поскольку универсального варианта не существует: у различных смесей есть и плюсы, и минусы.

И все же состав, который показывает неплохие эксплуатационные характеристики, можно изготовить с первого раза.

Ниже мы приведем проверенные на практике рекомендации, которыми можете воспользоваться и вы:

Замешивание известкового теста

  1. Основа штукатурного раствора – известь. Чем выше ее качество, тем прочнее будет штукатурка, и тем лучше на нее ляжет краска. Для работы покупаем максимально чистую и свежую строительную известь – пусть даже цена ее будет несколько выше стандартной.

Обратите внимание! В среднем мешок (25 кг) материала первого сорта стоит от 200 до 350 рублей, так что затраты в любом случае не будут слишком большими.

  1. Известь гасим водой и оставляем ее в залитом состоянии минимум на несколько суток (до двух недель) – так ее свойства значительно улучшатся.
  2. В качестве наполнителя добавляем крупный песок или смесь крупного песка с кирпичной крошкой. Второй вариант является более дорогим и трудоёмким (крошку придется либо покупать, либо изготавливать самостоятельно) но все же именно его мастера заслуженно считают оптимальным. И действительно, добавление дробленой керамики существенно повышает время сохранения влажности штукатурного слоя.
Читайте так же:
Что такое венецианская декоративная штукатурка

Кирпичная крошка – наиболее подходящий наполнитель

Совет! Если вы делаете фреску на улице, то песок обеспечит ей необходимый запас прочности, так что доля кирпичной крошки в составе может быть снижена до минимума.

  1. Для повышения эластичности состава и для защиты от растрескивания в смесь добавляется мелко нарубленая пенька или целлюлозное волокно.

Добавив пеньку, мы повысим эластичность раствора

Состав готовим непосредственно перед началом работы по оштукатуриванию и росписи. Пропорции будут следующими:

  • для базового слоя: 1 часть известкового теста на 3 части наполнителя (песок или песок + крошка);
  • для лицевого слоя: 1 часть известкового теста на 2 – 2,2 части наполнителя;
  • при нанесении трех или более слоев для лицевой накрывки используется более жирный раствор с соотношением компонентов 1 : 1,8.

Наносим штукатурку

Инструкция по оштукатуриванию поверхность под фресковую роспись предполагает выполнение всех операций в такой последовательности:

  1. Подготовленную к отделке поверхность увлажняем минимум за 24 часа перед началом работы. За полтора часа до начала оштукатуривания повторяем увлажнение.

Первый слой наносим и разравниваем

  1. Первый слой толщиной 5-8 мм наносим на поверхность путем наброса. Раствор равномерно распределяем по стене штукатурной теркой без излишнего разглаживания.
  2. На поверхность раствора наносим волнистые линии глубиной до 2 мм с интервалом в 30 – 40 мм. Эти борозды сформируют рельеф, обеспечивающий максимальную адгезию между штукатурными слоями.
  3. Сушка первого слоя занимает минимум 12 суток. По истечении этого времени поверхность увлажняем до полного насыщения жидкостью, а затем наносим второй – промежуточный – слой.

Обратите внимание! Наличие второго слоя не является обязательным, но новичкам лучше не спешить: двухслойные фрески все же более чувствительны к нарушениям технологии. Профессионалы же иногда наносят до семи слоев, так что роспись сырой штукатурки – дело неспешное.

  1. На поверхности базовых слоев может появляться белесый налет. Если это произошло, то перед укладкой следующей порции состава на стену налет необходимо счистить, а поверхность повторно увлажнить. Не сделаем этого — связность штукатурного основания нарушится, и со временем фреска начнет расслаиваться.
  2. После того как второй/третий слой полностью просохнет, увлажняем и его, а затем наносим лицевой раствор. Поскольку он будет быстро высыхать, то укладывать его нужно небольшими участками (новичку достаточно 0,5м 2 , мастер может работать и по большей площади), параллельно выполняя роспись.

Лицевой слой наносим небольшими порциями

Тонкости процесса росписи

Так как расписывать штукатурку нам придется сразу же после укладки и выравнивания, эскиз рисунка, акриловые краски на водной основе и все необходимые инструменты нужно приготовить заранее.

Работать будем в такой последовательности:

  1. Как только штукатурка будет выровнена, с помощью иглы «перекалываем» контуры изображения на основание. Основные линии можно наметить острым шилом или кончиком карандаша.
Читайте так же:
Черновая штукатурка кирпичной стены

Сначала наносим светлые оттенки, затем прокрашиваем более темные участки

  1. Затем мягкими широкими кистями наносим разведенные в воде краски. При этом строго соблюдаем последовательность: вначале укладываем светлые оттенки, затем средние тона, и только затем – темные.
  2. Мазки наносим легкими движениями, следя за тем, чтобы кисть не «счищала» с поверхности подсыхающую известку. Если это произошло (можно заметить по появлению белесых разводов в краске), то кисть тщательно промываем и снижаем нажим на инструмент.

Художественный акрил на водной основе вполне подойдет

  1. После этого повторяем прорисовку, но уже в обратной последовательности: темная краска – средняя – светлая. Это позволит нам создать плавные переходы между оттенками. Кроме того, там, где светлая краска успеет впитаться в основание, мы сможем повторить высветление, сделав картину более контрастной.

Последовательность наложения оттенков при росписи

На финальной стадии росписи подчеркиваем тени и высветления

  1. После того как мы закончим роспись участка, незаполненные края штукатурки аккуратно срезаем шпателем и ножом таким образом, чтобы сформировался наружный скос. На этот скос накладывается следующая порция гипсового раствора и заглаживается до полного исчезновения шва. Затем операции по росписи повторяются.

Финальный этап работы – самый сложный: нам нужно подождать от 7 до 10 суток и не трогать фреску. То есть вообще не прикасаться к ней ни руками, ни инструментом.

Все дело в том, что во время высыхания штукатурки краска впитывается неравномерно, соответственно, оттенки изображения меняются непредсказуемо. Бороться с этим не нужно: рано или поздно основание «отдаст» всю накопленную влагу, и картина приобретет именно такой вид, на который вы и рассчитывали в самом начале работы!

Совет! Пока штукатурка сохнет, помещение желательно защитить от перепадов температуры и сквозняков. Конечно, правильно подобранный и нанесенный с соблюдением всех требований состав растрескаться не должен, но в данном случае лучше проявить предосторожность.

Заключение

Живопись красками по сырой штукатурке – техника достаточно сложная, освоить которую на должном уровне сможет далеко не каждый художник. И все же если вы чувствуете в себе силы, то можете попробовать, тем более что и приведенные рекомендации, и видео в этой статье помогут вам на первых этапах. Кроме того, все интересующие вопросы можно будет задать в комментариях к данному материалу.

Живопись водяными красками: техника

Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.

Живопись водяными красками – это одна из основных техник росписи стен. Она неразрывно связана с архитектурой. До наших дней «дожили» работы великих живописцев, работавших в этом стиле. Среди многих великие творения Микеланджело, Рафаэля, Рублева и других мастеров.

Фресковая живопись

Декоративная, орнаментальная или тематическая роспись водяными красками по известковой штукатурке называется фресковой живописью. Она отличается стойкостью цвета и долговечностью, если выполнена по всем правилам.

Такая техника с древних времен применялась для росписи стен внутри помещений. Фрески не препятствуют «дыханию» штукатурного слоя. Они не закрывают пор, поэтому и стена, и роспись на ней находятся в нормальном функциональном состоянии.

Живопись по штукатурке водяными красками выполняется по поверхностям с двумя или тремя слоями, причем толщина финального, лицевого, должна быть не менее 8 мм. Основание подготавливают, чтобы оно было ровным и сухим, хорошо изолированным от влаги.

Читайте так же:
Что проще обои или фактурная штукатурка

Для работы подходят стены из песчаника, известняка, пористой керамики. С бетонными основаниями можно работать после обеспечения хорошей адгезии штукатурки к поверхности.

Неправильно называть любую настенную живопись фреской.

Живопись по мокрой штукатурке

Традиционная фреска – это техника росписи по сырому известковому штукатурному слою. Он может быть гладким или иметь некоторую зернистость. Для работы у мастера есть всего лишь около десяти минут, пока свежая штукатурка впитывает пигменты краски. Как только кисть теряет плавность мазка, можно заканчивать работу.

В этот период на поверхности штукатурки начинает образовываться тончайшая пленка, которая препятствует проникновению пигмента в толщу слоя. Она же впоследствии, после высыхания, закрепляет живопись и сохраняет ее на долгие годы.

Живопись водяными красками – это, возможно, самый трудоемкий вид росписи. Он предполагает небывалую собранность и постоянное творческое напряжение.

Из-за ограниченного времени процесса живописи подготовительные операции играют важную роль. Заранее заготовленные шаблоны и кальки помогают быстро и точно перенести эскиз на поверхность стены или потолка.

Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке

Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.

Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.

Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.

Акварель

Как называется живопись водяными красками по бумажной основе? Это акварель. Она также известна с древних времен, применялась для декорирования церковных рукописных, а позже и печатных книг. В этом стиле раскрашивали орнаменты, выделяли заглавные буквы, выполняли миниатюрные живописные картины.

До 17 века ее не считали даже видом техники живописи. Однако работы Васнецова, Врубеля, Репина и многих других выдающихся художников, творивших в этом стиле, сделали ее таковой. С 19 века акварель определяется как самостоятельный вид.

Акварельная живопись водяными красками – это также и различные приемы работы с палитрой и холстом. К примеру, лессировка дает возможность при наложении одного полупрозрачного цветного слоя на другой получать третий.

Техника «по сырому» предполагает работу с постоянно смачиваемой рабочей поверхностью бумаги. При растекании краска дает разводы и плавные переходы тональности. В работе «по сухому» недостаточно увлажненной кистью пишут густыми мазками. В «алла прима» краски предварительно смешивают на палитре.

Приемы могут использоваться отдельно и сочетаться вместе в одной работе. Белого цвета в акварели нет, его роль выполняет бумага. Краски высыхают уже через 5 минут, отличаются прозрачностью.

Водяные краски

Палитра фресковой живописи ограничена и насчитывает не больше 20 цветовых тональностей. Водяные краски, используемые для живописи по штукатурке, должны обладать светостойкостью и не образовывать активных соединений со щелочной средой извести.

Акварель – отличаются прозрачностью, легко смывается. В ее составе порошок пигмента, водный раствор меда, сахара или другого связующего с антисептиком и поверхностно-активным веществом.

Гуашь – обладает большей кроющей способностью. Состоит из пигмента с примесью белил и водного клеевого раствора крахмала, декстрина или гуммиарабика.

Читайте так же:
Чем покрыть декоративную штукатурку для защиты

Темпера – обычно замешивается на эмульсии из воды и яичного желтка (белка). При высыхании она не трескается, образует слегка блестящую поверхность.

Клеевая краска – это суспензия пигмента в водном растворе поливинилового спирта, эфира целлюлозы, крахмала или казеина. Такой материал может использоваться для декоративной отделки внутри и снаружи помещения.

Акриловые краски быстро сохнут, образуют несмываемый слой с легким блеском, не требующий дополнительного покрытия лаком.

Значения слова фреска

Словарь Ушакова

фр е ска, фрески, жен. (от итал. fresco — свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.

Архитектурный словарь

(а фреско, аль фреско, альфреско)

Живопись водорастворимыми красками по влажной штукатурке.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Энциклопедический словарь

(от итал. fresco — свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Словарь Ожегова

ФРЕСКА, и, ж.

1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески.

2. Вид живописи настенная роспись.

| прил. фресковый, ая, ое. Фресковая живопись.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Живопись по сырой штукатурке водяными красками.
    2. Произведение, выполненное в такой технике.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Картина, написанная водяными красками, нанесёнными на свежую штукатурку.

* Древнерусские фрески. *

|| прил. фресковый, -ая, -ое.

* Фресковая техника. *

Культурология. Словарь-справочник

(итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Православие. Словарь-справочник

(итал. «свежий», «сырой»)

живопись по свеженанесенной (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Античный мир. Словарь-справочник

техника живописи красками на извести в кач-ве связующего материала, по сырой, свежеположенной штукатурке. В антич. эпоху, особенно в росписях внутр. помещений, была распространена т. н. фреска по сухому, исполнявшаяся по свежему, но подсохшему многослойному грунту (каждый слой тщательно утрамбовывался); в верх, слои добавляли мраморную пыль, позволявшую, при последующей полировке, добиться нежного блеска живописной поверхности.

Лит.: Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики. М.; Л., 1934.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

роспись стен минеральными красками, Которые наносили на сырую, непросохшую штукатурку. Такая техника живописи требовала от мастера твердой, опытной руки и быстроты работы.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG fresco)

(итал. fresco — свежий)

техника живописи по сырой штукатурке, обычно на стене или потолке. На протяжении истории множество церквей были расписаны таким образом.

Дизайн. Словарь терминов

ФРЕСКА – это слово произошло от итальянского «fresco», что значит свежий, сырой. Фреска – это техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке. Краски при этом разводят чистой или известковой водой. Фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Искусство фрески очень древнее. Оно было известно в Древней Руси, Византии, Древнем Риме. Художники создавали фрески на стенах храмов и церквей. Это были изображения святых, сцены из их жизни.

Православный энциклопедический словарь

живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector